Мобильное приложение для ритейла – удобный инструмент онлайн-продаж. Таков стереотип, который укоренился и у маркетологов, и у потребителей. В компании Obuv.com такого подхода не исключают, но и стереотипам не следуют — «фирменное» приложение здесь запустили вовсе не с целью прямых продаж.
Несмотря на название, Obuv.com специализируется на «традиционной», оффлайновой торговле. Сотни мультибрендовых салонов компании, которые расположены во многих городах России, посещают каждый день до двух миллионов человек. Сеть довольно молода, существует немногим более четырех лет, но свою аудиторию уже успела завоевать демократичными ценами и широким выбором качественной и модной обуви. Ядро покупательской аудитории – поколение, 25-35-летних, активных и требовательных потребителей, а помимо них услугами магазинов сети пользуются и молодые люди 18-20 лет.
«Большинство наших потребителей пользуются мобильными устройствами. И речь идет не только о жителях городов-миллионников – смартфоны в руках часто встречаются и у тех, кто посещает наши салоны в небольших городах. Не использовать этот фактор было бы непростительной ошибкой, тем более, что и результаты специального исследования аудитории, которое мы провели, показали, что наши покупатели активно «мобилизуются», – говорит руководитель отдела интернет-маркетинга Obuv.com Марина Новикова. – И мы решили выпустить собственное приложение, не рассчитывая на онлайн-продажи, а в качестве маркетингового инструмента, который помог бы нам и предложить покупателям виртуальную витрину, и интенсифицировать работу с аудиторией».
Быть в ИТ-тренде
Стоит заметить, что мобильное приложение для Obuv.com если и стало экспериментом, то лишь отчасти. В компании охотно следуют веяниям цифровой эпохи. К примеру, в магазинах сети можно встретить специальные зеркала для селфи. Удобно и покупателям – за мгновение снимок с хештегами, которые нанесены прямо на зеркало оказывается в Instagram или Facebook. Довольна и компания – «прикол» и запоминается отлично, и новых посетителей привлекает. Но, выпуск собственного мобильного приложения – проект куда более серьезный и масштабный, чем селфи-зеркала. Поэтому к проекту подошли со всей серьезностью.
В качестве разработчика была выбрана компания Notissimus, которая накопила большой опыт по созданию приложений для ритейлеров самого разного профиля. Здесь хорошо знают и как организовать разработку, и как продвигать в магазинах приложений уже готовые решения, и как заниматься их дальнейшим развитием.
«Когда мы познакомились с представителями Obuv.com, стало очевидно, что их первоначальный заказ — только начало крупного проекта. Компания была заинтересована в активизации работы с пользователями мобильных устройств, и нам предстояло разработать приложение, которое объединило бы сразу несколько источников информации. Это – и общий каталог товаров, и детальная информация о каждом из них, и информация о расположении торговых точек с привязкой к геосервису», — рассказывает коммерческий директор компании Notissimus Максим Кульгин.
Выбор решения
Реализовать такую функциональность, да еще и оставить значительные резервы для развития, можно только в облаке. Специалисты Notissimus выбрали платформу Microsoft Azure, где, по словам Максима Кульгина, получили и удобные инструменты разработки сразу для всех популярных операционных систем, и платформу для размещения самого приложения, которое, конечно, доступно пользователям круглосуточно. Сыграло свою роль и использование в Obuv.com системы Microsoft Dynamics, которую будет очень просто интегрировать с приложением через Azure.
Уже через два месяца после начала сотрудничества Obuv.com и Notissimus мобильное приложение торговой сети было размещено в магазинах основных мобильных платформ. «Признаться, мы были приятно удивлены, и не только скоростью разработки, но и тем, как легко удалось внедрить в компании еще одно ИТ-решение, – делится впечатлениями Марина Новикова. – Обычно этот процесс сопровождается и финансовыми затратами, и ростом нагрузки на персонал. На сей раз от нас потребовался минимум затрат, а инвестировать в оборудование, программное обеспечение и обучение сотрудников не пришлось вовсе. Что касается интеграции с уже существующими в компании сервисами, то она проста настолько, что не требует никакой специальной подготовки».
Мобильное приложение позволило Obuv.com наладить принципиально новые коммуникации с потребителями. Упростился процесс выбора обуви, причем не только для покупателей, но и для продавцов – подобрать нужную модель можно уже дома или по пути в магазин, в салоне автобуса. Мобильное приложение подскажет не только цвет, материалы, отделку, но и какие размеры имеются в том или ином салоне. Покупатель заранее знает, что в конкретной торговой точке найдет то, что ему нужно.
«Вместе с удобным инструментом продаж мы, неожиданно для себя, получили и новое конкурентное преимущество, – рассказывает Марина Новикова. – Вместе с ростом популярности нашего приложения растет и число покупателей, которые приходят к нам, не найдя подходящего варианта в магазинах конкурентов. К нам они приезжают, уже зная, какую модель они хотят приобрести, уверенные, что бегать по салонам в поисках подходящего размера им не придется. Если же оценивать первые итоги нашей «мобилизации» в целом, то они более чем позитивны. Мы существенно нарастили эффективность продаж, улучшили работу с целевой аудиторией и даже расширили ее ядро. А те пользователи, что хотя бы раз при помощи мобильного приложения нашли у нас то, что им нужно, становятся высоколояльными покупателями. И главное – теперь у нас есть отличная стартовая площадка для запуска собственного масштабного интернет-проекта».