ИТ для бизнеса: чем заполнить черную дыру
Редкий бизнес сегодня сможет выжить без информационных технологий, а во многих отраслях использование новейших ИТ-решений дает конкурентное преимущество. Большинство руководителей компаний прекрасно это осознают.
Как понять, действительно ли вложение во внедрение той или иной технологии приведет к ожидаемому результату? Как оценить эффективность? Что действительно необходимо делать сегодня, а что можно отложить? Как рассчитать ROI? Эти вопросы часто становятся камнем преткновения при принятии решений. Особенно в компаниях малого и среднего бизнеса, где зачастую нет ни достаточно квалифицированных ИТ-специалистов, ни необходимых бюджетов. Новый проект CNews «ИТ для бизнеса» поможет сориентироваться – где конкретно современные технологии пригодятся предприятиям СМБ, как можно сэкономить на ИТ и где лучше этого не делать, как принимать решения по выбору продукта или услуги и как посчитать отдачу от инвестиций.
Действительно ли проблема существует?
Ведь живут же как-то компании, используя устаревшее оборудование и программы... Конечно, как-то живут. И дело даже не в том, что конкуренция с крупными и влиятельными корпорациями похожа на гонки раритетного паровоза XIX века с «Сапсаном», а в том, сколько времени теряется ежедневно на решение простых рутинных задач. Ведь из этих минут, потраченных впустую, складывается жизнь! И технологии – это средство улучшить ее качество.
Общение без границ, скорость анализа информации для принятия решений, возможность работать, не находясь в офисе – это и многое другое призвано облегчить жизнь руководителей и сотрудников не только крупных, но и малых предприятий. Антон Печеный, учредитель и директор одноименной студии дизайна, вспоминает, как в их компании решили одну из острых задач: путаницу с переговорными комнатами: «У нас встречи проходят в офисе, и понять, когда какая «переговорка» занята, а когда свободна, было довольно сложно – список встреч был только у одного человека. Поэтому, назначая встречу, необходимо было это согласовать с ним. Сейчас мы используем электронный календарь. Когда один человек вносит в него встречу, остальные тут же оповещаются об этом. Жизнь изменилась к лучшему».
Несущественное, казалось бы, решение, но в корне меняющее жизнь целого офиса и экономящее массу времени. Почему оно не применяется повсеместно? Ответ прост: большинство о таких возможностях просто не догадывается. Потому что для того, чтобы знать, нужно либо самому интересоваться ИТ, либо вести диалог со специалистами, а это часто бывает не просто...
Возможен ли диалог?
Взаимодействие ИТ-рынка с СМБ напоминает лечение у врача: пациент жаждет поправиться, но не хочет пить горькую микстуру, а врач не хочет тратить время, объясняя, как именно эта микстура подействует на организм страдальца. Так почему предприниматели из малого и среднего бизнеса не слишком доверяют ИТ-шникам, а те, в свою очередь, не любят работать с небольшими компаниями? По признанию менеджеров из СМБ, главная проблема заключается в высокой степени эфемерности ИТ-инфраструктуры: если компьютеры и провода можно пощупать и присвоить учетный номер, то программное обеспечение можно лишь внести в размер уставного капитала, а при должном умении юриста – сэкономить на налогах. «Мне приятнее общаться с налоговиками, чем с ИТ-шниками, – говорит Алексей, владелец небольшой сети аптек. – «Фискальщики» сегодня, по крайне мере в Москве, вежливы и объясняют все, что ни спроси. Люди, настраивающие нам систему, прямым текстом заявили, что с дилетантами общаться не умеют, так как термины есть термины, а коль скоро мы их не понимаем, то и говорить с нами не о чем. Да, у нас контракт на обслуживание и пока все хорошо, но меня такой подход не устраивает: хочется досконально понимать все процессы. А не слепо верить «умным дядям»».
В свою очередь представители ИТ-компаний не очень довольны сотрудничеством с СМБ. В числе главных претензий – неспособность сформулировать и оценить бизнес-процессы, а также нежелание слушать и слышать профессионалов от ИТ. С их точки зрения, основной проблемой взаимоотношений с малым и средним бизнесом является зрелость управленческих технологий, точнее – отсутствие зрелости.
И тут, как ни странно, тоже может помочь ИТ. Бывает, что качественная ИТ-система, скажем, использование CRM, в основе которой лежат проверенные на опыте крупнейших компаний процессы взаимоотношений к клиентами, заставляет руководителей задуматься о том, насколько эффективно это происходит в их отделах продаж и скорректировать свои бизнес-процессы. Так, по словам Алексея Миренкова, учредителя и президента Mailbrand, произошло в его компании (об этой истории мы расскажем отдельно).
Эксперты рынка убеждены: при желании и должном внимании найти компромисс можно. Да и рынок не стоит на месте: появляются новые технологии, которые становятся все более простыми в использовании, рынок «софта и железа» превращается в рынок услуг. Главное – понять, что на самом деле необходимо компании сегодня.
Давайте посчитаем
Денис Чомарян, Project Manager компании Tripster, уверен: эффект от ИТ-новшеств должен измеряться в деньгах. «Соблазнившись идеей автоматизировать какой-то бизнес-процесс, посчитайте расходы на это. Может оказаться, что в ближайшей перспективе выгоднее проверить жизнеспособность бизнес-идеи в «ручном» режиме. А вот когда почувствуете, что «наболело» и самых простых подручных средств уже не хватает, тогда применяйте ИТ-решение. Иначе вы растратите ресурсы на совершенствование средств достижения цели, а не на скорейшее ее достижение», – говорит он.
Как же измерить доходность от внедрения того или иного ИТ-решения? Подчиняется ли все общему правилу ROI = сумма прибылей / сумма инвестиций, или стоит подсчитать экономию времени сотрудников, имиджевый эффект и прочие эфемерные субстанции? Единого мнения здесь нет, но общее правило для принятия решений по изменению ИТ-инфраструктуры заключается в том, что учесть нужно не только ROI, но и как минимум два параметра: TCO (total cost of ownership) – совокупную стоимость владения активом и срок окупаемости (инвестиции / (денежный поток за период + амортизация)). Простой пример: стоимость владения автомобилем состоит не только из его цены, но и из расходов на КАСКО, оплату парковок, бензин и мойку. При внедрении сложных систем нелишне будет вспомнить про расходы на обучение персонала, ущерб от ошибок, неизбежных на первоначальном этапе, и необходимость последующих обновлений.
По подсчетам Forrester Research, от 30 до 70% ИТ-проектов в мире не достигает запланированных показателей по ROI. Чтобы помочь компаниям не оказаться в ловушке и не стать одним из примеров поговорки «хотели, как лучше, а получилось, как всегда», в рамках проекта «ИТ для бизнеса» на CNews будут рассмотрены различные подходы к выбору оптимальных решений, а также к оценке расходов и возможных эффектов для бизнеса.
Короткая ссылка на материал: //cnews.ru/link/a3934